Версия для печати

Наука

Оцените материал
(3 голосов)

Наука — сфера человеческой деятельности, функции которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.Одна из форм общественного сознания, включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира…

Непосредственные цели – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения,на основе открываемых ею законов. Термин «Наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания.

Наука

Бо­лее чем двух­ты­ся­че­лет­няя ис­то­рия На­у­ки от­чёт­ли­во об­на­ру­жи­ва­ет ряд об­щих за­ко­но­мер­но­стей и тен­ден­цийеё раз­ви­тия.Ещё в1844Ф. Эн­гельс сфор­му­ли­ро­вал по­ло­же­ние об уско­рен­ном ро­сте На­у­ки:

…На­у­ка дви­жет­ся впе­рёд про­пор­ци­о­наль­но мас­се зна­ний, уна­сле­до­ван­ных ею от пред­ше­ству­ю­ще­го по­ко­ле­ния…

В от­дель­ную от­расль на­уч­ных зна­ний пред­ло­же­но вы­де­лить и объ­еди­нить со­во­куп­ность зна­ний об ин­ве­сти­ци­ях и ин­ве­сти­ци­он­ных про­цес­сах под еди­ным на­зва­ни­ем — ин­ве­сто­ро­ло­гия.

Как по­ка­за­ли со­вре­мен­ные ис­сле­до­ва­ния, это по­ло­же­ние мо­жет быть вы­ра­же­но в стро­гой фор­ме экс­по­нен­ци­аль­но­го за­ко­на, ха­рак­те­ри­зу­ю­ще­го воз­рас­та­ние не­ко­то­рых па­ра­мет­ров На­у­ки, на­чи­ная с XVII в. Так, объ­ём на­уч­ной де­я­тель­но­сти удва­и­ва­ет­ся при­мер­но каж­дые10-15 лет, что на­хо­дит вы­ра­же­ние в уско­ре­нии ро­ста ко­ли­че­ства на­уч­ных от­кры­тий и на­уч­ной ин­фор­ма­ции, а так­же чис­ла лю­дей, за­ня­тых в на­у­ке.

Раз­ви­тию На­у­ки свой­ствен ку­му­ля­тив­ный ха­рак­тер: на каж­дом ис­то­ри­че­ском эта­пе она сум­ми­ру­ет в кон­цен­три­ро­ван­ном ви­де свои про­шлые до­сти­же­ния, и каж­дый ре­зуль­тат На­у­ка вхо­дит не­отъ­ем­ле­мой ча­стью в её об­щий фонд, не пе­ре­чёр­ки­ва­ясь по­сле­ду­ю­щи­ми успе­ха­ми по­зна­ния, а лишь пе­ре­осмыс­ля­ясь и уточ­ня­ясь.

Пре­ем­ствен­ность На­у­ки при­во­дит к еди­ной ли­нии её по­сту­па­тель­но­го раз­ви­тия и не­об­ра­ти­мо­му его ха­рак­те­ру. Она обес­пе­чи­ва­ет так­же функ­ци­о­ни­ро­ва­ние На­у­ки как осо­бо­го ви­да «со­ци­аль­ной па­мя­ти» че­ло­ве­че­ства, тео­ре­ти­че­ски кри­стал­ли­зу­ю­щей про­шлый опыт по­зна­ния дей­стви­тель­но­сти и овла­де­ния её за­ко­на­ми.

Про­цесс раз­ви­тия На­у­ки на­хо­дит своё вы­ра­же­ние не толь­ков воз­рас­та­нии сум­мы на­кап­ли­ва­е­мых по­ло­жи­тель­ных зна­ний. Он за­тра­ги­ва­ет так­же всю струк­ту­ру На­у­ки. На каж­дом ис­то­ри­че­ском эта­пе на­уч­ное по­зна­ние ис­поль­зу­ет опре­де­лён­ную со­во­куп­ность по­зна­ва­тель­ных форм — фун­да­мен­таль­ных ка­те­го­рий и по­ня­тий, ме­то­дов, прин­ци­пов и схем объ­яс­не­ния, т. е. все­го то­го, что объ­еди­ня­ют по­ня­ти­ем сти­ля мыш­ле­ния. На­при­мер, для ан­тич­но­го сти­ля мыш­ле­ния ха­рак­тер­но на­блю­де­ние как ос­нов­ной спо­соб по­лу­че­ния зна­ния; На­у­ка но­во­го вре­ме­ни опи­ра­ет­сяна экс­пе­ри­мент и на гос­под­ство ана­ли­ти­че­ско­го под­хо­да, на­прав­ля­ю­ще­го мыш­ле­ние к по­ис­ку про­стей­ших, да­лее не раз­ло­жи­мых пер­во­эле­мен­тов ис­сле­ду­е­мой ре­аль­но­сти; со­вре­мен­ная Н. ха­рак­те­ри­зу­ет стрем­ле­ние к це­лост­но­му и мно­го­сто­рон­не­му охва­ту изу­ча­е­мых объ­ек­тов. Каж­дая кон­крет­ная струк­ту­ра на­уч­но­го мыш­ле­ния по­сле сво­е­го утвер­жде­ния от­кры­ва­ет путь к экс­тен­сив­но­му раз­ви­тию по­зна­ния, к его рас­про­стра­не­нию на но­вые сфе­ры ре­аль­но­сти. Од­на­ко на­коп­ле­ние но­во­го ма­те­ри­а­ла, не под­да­ю­ще­го­ся объ­яс­не­нию на ос­но­ве су­ще­ству­ю­щих схем, за­став­ля­ет ис­кать но­вые, ин­тен­сив­ные пу­ти раз­ви­тия Н., что при­во­дит вре­мя от вре­ме­ни к на­уч­ным ре­во­лю­ци­ям, т. е. ра­ди­каль­ной сме­не ос­нов­ных ком­по­нен­тов со­дер­жа­тель­ной струк­ту­ры На­у­ки, к вы­дви­же­нию но­вых прин­ци­пов по­зна­ния, ка­те­го­рий и ме­то­дов на­у­ки. Че­ре­до­ва­ние экс­тен­сив­ных и ре­во­лю­ци­он­ных пе­ри­о­дов раз­ви­тия, ха­рак­тер­ное как для На­у­ки в це­лом, так и для от­дель­ных её от­рас­лей, ра­но или позд­но на­хо­дит своё вы­ра­же­ние так­же и в со­от­вет­ству­ю­щих из­ме­не­ни­ях форм ор­га­ни­за­ции На­у­ки…

Ис­то­ки На­у­ки ухо­дят сво­и­ми кор­ня­ми в прак­ти­ку ран­них че­ло­ве­че­ских об­ществ, в ко­то­рой бы­ли не­раз­дель­но сплав­ле­ны по­зна­ва­тель­ные и про­из­вод­ствен­ные мо­мен­ты. Про­из­вод­ство идей, пред­став­ле­ний, со­зна­ния пер­во­на­чаль­но не­по­с­ре­д­с­т­вен­но впле­те­но в ма­те­ри­аль­ную де­я­тель­ность и в ма­те­ри­аль­ное об­ще­ние лю­дей, в язык ре­аль­ной жиз­ни. Пер­во­на­чаль­ные зна­ния но­си­ли прак­ти­че­ский ха­рак­тер, вы­пол­няя роль ме­то­ди­че­ских ру­ко­водств кон­крет­ны­ми ви­да­ми че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти.

Ос­но­вой этой де­я­тель­но­сти яв­ля­ет­ся сбор на­уч­ных фак­тов, их по­сто­ян­ное об­нов­ле­ние и си­сте­ма­ти­за­ция, кри­ти­че­ский ана­лиз и, на этой ба­зе, син­тез но­вых на­уч­ных зна­ний или обоб­ще­ний, ко­то­рые не толь­ко опи­сы­ва­ют на­блю­да­е­мые при­род­ные или об­ще­ствен­ные яв­ле­ния, но и поз­во­ля­ют по­стро­ить при­чин­но-след­ствен­ные свя­зи и, как след­ствие — про­гно­зи­ро­вать.

Те есте­ствен­но­на­уч­ные тео­рии и ги­по­те­зы, ко­то­рые под­твер­жда­ют­ся фак­та­ми или опы­та­ми, фор­му­ли­ру­ют­ся в ви­де за­ко­нов при­ро­ды или об­ще­ства…

Дмитрий УДАЛОВ

Вернуться В Раздел Наука

Прочитано 1006 раз